Схемы введения прикорма ребёнку — педиатрическая и педагогическая.

Таблица и схема педагогического прикорма при грудном и искусственном вскармливании

Схемы введения прикорма ребёнку - педиатрическая и педагогическая.

Педагогическим или естественным прикормом называется метод введения в рацион малыша взрослой пищи. При этом пища очень медленно вводится, чтобы постепенно приучить маленький организм. Сперва родители берут малыша за стол, чтобы тот смотрел, как они кушают, и сам захотел попробовать взрослую пищу. При этом она для ребенка может быть не измельченной. Данный метод не является новшеством, он известен еще с советских времен.

Педиатрический и педагогический прикорм: в чем разница

Педиатрический и педагогический – разные виды прикорма.

Педиатрический:

  • метод разработан в виде таблиц с подробным описанием блюд в граммах, согласно возрасту ребенка;
  • данный способ рассчитан на то, что новый рацион постепенно заменит кормление грудью ближе к 1 году рождения.

Педагогический:

  • введение в рацион малыша пищи, которую едят взрослые;
  • еда дается в минимальном количестве, только для ознакомления;
  • грудное кормление сохраняется;
  • прикорм вводится, когда малыш уже может сидеть, и у него появились зубки.

При педагогическом способе введения в рацион малыш может пробовать новую пищу до, во время или после кормления грудью, и даже запивать грудным молоком.

Педприкорм при грудном вскармливании. Таблица

Педиатрический прикорм разработан врачами в виде таблицы. Данный способ введения блюд направлен на переход с грудного вскармливания на пищу из фруктов, овощей и других видов продуктов.

Разработана специальная таблица с подробным описанием продуктов, которые можно давать малышу, не зависимо, находится он на грудном или искусственном кормлении.

Название блюд Количество в граммах 6 месяцев 7месяцев 8месяцев 9месяцев 10месяцев 11месяцев 12месяцев
Измельченные  овощи От 10 до 120 От 80 до 120 150 170 От 180 до 200 От 180 до 200 От 180 до 200
Перемолотые фрукты От 5 до 60 От 50 до 60 60 70 От 70 до 80 100 От 100 до 110
Сухари, сладости От 3 до 5 5 5 5 10 10
Каши на воде От 10 до 150 От 150 до 180 От 150 до 180 200
 Масло 1 От 3 до 5 5 5 5 5
Хлеб 5 5 5 5 10
Сок на основе фруктов От 10 до 30 50 60 80 От 100 до 110
Пюре из мяса От 10 до 30 От 30 до 70 От 60 до 70 От 60 до 70 80
Масло сливочное 1 От 3 до 5 5 5 5
Каши на молоке От 100 до 200 От 100 до 200 От 100 до 200 От 100 до 200
Кефир От 10 до 30 50 100 От 150 до 200
Творожные продукты От 10 до 30 40 40 40
Желток 0,25 0,25 0,5 0,5
Измельченная рыба 10-30 50 60

Введение прикорма при искусственном вскармливании

Детям, получающим смеси в виде основного питания, необходимо искусственное введение каш и овощей, богатых железом в возрасте, не раньше 5-6 месяцев, а к 8 месяцам – введение в рацион мяса.

Внимание! При кормлении адаптированными смесями, желательно применение схемы педагогического прикорма.

Происходит постепенная подготовка пищеварительной системы ребенка с формированием правильной ферментной активности при минимальных дозах взрослой пищи, знакомит с новой едой и учит пережевывать пищу.

Благодаря достаточному количеству полезных питательных веществ, получаемых из качественной адаптированной смеси, использование прикорма может применяться только как ознакомление с пищей, отличной от смеси. При искусственном вскармливании в виде прикорма рекомендуется введение кисломолочных смесей с 4-6 месяцев.

Плюсы и минусы

Педиатрический, плюсы:

  • мама более спокойна, так как придерживается советов врачей и разработанной врачами схемы;
  • легко узнать, на какую пищу у ребенка аллергическая реакция или срыв стула;
  • грудное молоко можно постепенно заменить пищей, предложенной в таблице прикорма.

Минусы:

  • питание приходиться готовить персонально (по сравнению с педиатрическим);
  • ребенка кормят отдельно (отсюда позднее привитие поведения за столом, снижение аппетита, капризы);
  • ребенок может начать отказываться от приема еды (прикорма) и принимать только грудное молоко;
  • либо может в возрасте раньше положенного срока полностью отказаться от кормления грудью;
  • появляется вероятность позднего развития процессов жевания и глотания.

Педагогический, плюсы:

  • с малого возраста ребенку прививаются пищевые пристрастия семьи, в которой он воспитывается;
  • формируются задатки хорошего аппетита. Ребенка не заставляют кушать, он сам ест, подражая взрослым;
  • малыш быстрее привыкает к еде взрослых (не нужно готовить ему отдельно);
  • укрепляет желудочно-кишечный тракт (в частности, здоровый желудок);
  • правильное поведение за столом;
  • способствует в дальнейшем правильному приему пищи без переедания;
  • учится применять столовые приборы.

Минусы:

  • может возникнуть сложность в определении того, на какую пищу у ребенка аллергия или из-за чего диарея;
  • поначалу малыш может давиться едой, чего боятся родители;
  • в семье все должны питаться правильно, так как малютке запрещена вредная пища;
  • если мама больна ОРВИ или какой-либо другой инфекцией, передающейся через посуду, слюну, есть вероятность инфицировать малыша недугом.

Основные принципы естественного прикорма

Принципы:

  • педиатрический способ введения другой пищи в естественный детский рацион желательно начать в возрасте 6 месяцев, когда пищеварение ребенка становится более устойчивым. Ведь применение раньше 5 месяцев может вызвать расстройства в виде поноса, колик в кишечнике и даже аллергических проявлений;
  • начинать надо с моно продуктов, дозами размером с зернышко (если твердая пища), постепенно увеличивая количество и вводя комбинированные блюда;
  • за неделю можно дать попробовать не более 3 видов продуктов;
  • важно давать пищу из тарелки, чтобы привить правильную культуру поведения за столом, а не просто со стола.

Какой вид прикорма выбрать

У каждого вида прикорма есть плюсы и минусы. Какой из них лучше, можно узнать у педиатра. Но окончательный выбор остается за родителями.

Важно понять, что правильное введение прикорма влияет на здоровье малыша и предотвращает колики в кишечнике, вздутие, боли в животе, аллергических реакции и прочие проявления детских недомоганий.

Нежелательно вводить прикорм, когда у малютки режутся зубки, в период постановки прививки или если он заболел. Он дается только при хорошем самочувствии и веселом настроении малыша.

Источник: https://grudnichky.ru/pitanie/pedagogicheskiy-prikorm.html

Педприкорм: что это такое и как его организовать

Схемы введения прикорма ребёнку - педиатрическая и педагогическая.

Все мамы когда-нибудь да задумываются о прикорме. Многие продвинутые мамочки слышали такое выражение, как педприкорм. Сегодня сайт для мам supermams.ru подробно расскажет о том, как организовать педприкорм со своим ребенком.

Что такое педприкорм?

Начнем с самого простого: что такое «педприкорм» отличается от привычного всем прикорма пюрешками (педиатрического прикорма)?

Педиатрический прикорм был особенно популярен во всем мире в прошлом веке, да и теперь не сдает своих позиций. Все мы знаем, что детские творожки и пюре – та еда, с которой мы знакомим ребенка в первую очередь. Ребенка отдельно от всех сажают в высокий стульчик и кормят с ложечки.

Основная задача такого прикорма – быстро перевести ребенка на взрослую еду, заменив ею большую часть (а то и все) кормления грудью.  Поэтому ребенка активно кормят.

Схему введения прикорма в виде таблички с возрастом ребенка, продуктами, и граммами вам выдаст любой педиатр, да и поиск в интернете.

В отличие от педиатрического, педприкорм (педагогический, или естественный прикорм) организован совсем по-другому. Все питательные вещества ребенок по-прежнему получает из грудного молока, но после появления у ребенка пищевого интереса мама дает ему крохотные кусочки еды из своей тарелки. Перед мамой не стоит задачи впихнуть в ребенка «столько-то граммов», она просто знакомит ребенка и его организм со своей едой.

Чем хорош педприкорм

Педприкорм – прикорм для ленивых мам!

  • Не нужно готовить ребенку еду отдельно от себя
  • Не нужно тратиться на дорогое детское питание
  • Не нужно беспокоиться, что ребенок не поел, и теперь останется голодным, и вообще не вырастет
  • Не нужно трепать себе нервы, что ребенок не съел пюре, на приготовление которого вы угробили полдня и кило продуктов

Кроме того, педприкорм полезен для детей:

  • Ребенок получает микродозы взрослой еды, которые ему гораздо легче переварить с помощью ферментов, которые он получает из материнского молока.
  • Ребенок сразу учится жевать и глотать, и вообще обращаться с кусочками пищи (если кусочек слишком большой, выплюнет)
  • Мусоля кусочки пищи во рту, ребенок пропитывает их слюной, что способствует их дальнейшему перевариванию.
  • У ребенка формируется здоровое отношение к еде и в дальнейшем нет проблем с аппетитом (не переедает, меньше проблем с пищеварительной системой).
  • Ребенок учится самостоятельно есть.

Когда уже можно вводить педприкорм

Вообще, ВОЗ не рекомендует вводить какой бы то ни было прикорм раньше 6 месяцев. Кроме того, критериями введения педприкорма являются:

  • Готовность желудочно-кишечного тракта. У ребенка начинают вырабатываться ферменты для переваривания взрослой пищи. Это проявляется тем, что при попадании в организм ребенка взрослой еды, у него нет отрицательных реакций (учащение или урежение стула, вздутие живота, рвота и аллергические реакции). Кроме того, с выработкой ферментов кал ребенка приобретает неприятный запах, как у взрослых.
  • Готовность головного мозга. Проявляется возникновением пищевого интереса. Ребенок внимательно следит, как кусочки еды исчезают во рту родителей, тянет ручки к еде. Если ребенка можно отвлечь от еды, дав ему ложку или салфетку, это еще не пищевой интерес, а если ребенок четко нацелен именно на еду, и салфетка его не устраивает, можно смело начинать педприкорм.

Как организовать педприкорм?

Организация педприкорма – дело несложное, но, как и организация педиатрического прикорма, отмечает сайт для мам supermams.ru, может потребовать от мамы некоторой самоотверженности и терпения.

  • Каждый раз садясь есть, мама берет с собой за стол ребенка. Поэтому начать лучше с простой еды, с которой она сможет справиться одной рукой (если это кусок мяса, заранее порезать его на кусочки). Кроме того, желательно чтобы на тарелке не было ничего такого, чего мама не могла бы дать ребенку (повод для мамы перейти на здоровую пищу).
  • За столом не должно быть ничего отвлекающего от процесса еды: ни телевизора, ни интернета, ни книг. Ребенок не должен ни на что отвлекаться, тогда снижается риск того, что он подавится, а кроме того, не отвлекаясь, мама сможет внимательнее следить за ребенком и помочь ему, если он откусил слишком большой кусок, или поймать чашку, летящую на пол.
  • Если что-то упало на пол, мама не обращает на это внимания до конца еды. Иначе начнется веселая игра «в собачку»: я кидаю, а мама приносит.
  • Мама-правша сажает ребенка к себе на левую коленку, максимально придвигая его к столу (чтобы если еда будет падать, падала она на стол). Если ребенок еще не сидит, его устраивают на коленях полулежа, придерживая левой рукой. Обе руки ребенка должны быть свободны.
  • Тарелку с едой мама-правша ставит справа от себя так, чтобы ребенок не мог ее достать.
  • Вся еда на тарелке – мамина. Мама ее ест сама, но если ребенок активно просит, она дает маленькие кусочки пищи (микродозы) ребенку. Мама в любой момент может забрать у ребенка еду, в частности, согнув указательный палец крючком, выгрести изо рта ребенка слишком большой кусок, если считает нужным.
  • Чтобы познакомить ребенка с напитками, лучше всего подойдут небольшие пиалообразные чашки (желательно, одинаковые у мамы и ребенка). Если ребенок просит пить, ему дается чашка, в которую налита чайная ложка жидкости, и возможность самостоятельно донести ее до рта. Если вода пролилась, мама вытирает со стола и наливает еще каплю воды, а если ребенок вылил воду целенаправленно, или бросил чашку, больше в этот раз он не получает ни чашки, ни воды.
  • Подозрительные продукты (на которые у мамы аллергия, или на которые ребенок реагировал через грудное молоко) лучше давать в первой половине дня, чтобы проконтролировать реакцию ребенка.
  • По мере освоения ребенком навыков питания, он постепенно переселяется на соседний с мамой стул (можно в детский стульчик), и получает в свое распоряжение отдельную тарелку, на которую мама выкладывает кусочки еды из своей тарелки, а также ложку, а позже и вилку.
  • Если ребенок ест руками, не стоит акцентировать на этом его внимание. Но если он начал есть ложкой или вилкой, обязательно обрадуйтесь и похвалите: «молодец, кушаешь ложкой, как мама!»
  • Если ребенок потерял интерес к еде и начал баловаться – немедленно заберите у него еду и отпустите его на пол.
  • Мама не предлагает ребенку еду, и тем более, не уговаривает его, если он не хочет есть. Ребенок должен быть заинтересован в получении еды больше мамы, прямо-таки добывать себе кусочки.
  • Ребенка также может прикармливать папа, бабушка или другой родственник, но прежде чем дать ребенку кусочек пищи, нужно спросить маму, можно ли. Это нужно, чтобы в дальнейшем ребенок меньше ел без вашего ведома. Это особенно актуально, если у ребенка появится аллергия на какие-либо продукты.

Педприкорм в цифрах

Всем мамам, особенно молодым и неопытным, придают уверенности конкретные цифры. Конечно, введение педприкорма подразумевает отсутствие четко регламентированных сроков, продуктов и доз. Тем не менее, вот основные закономерности.

  • 5,5-6 месяцев – возникает пищевой интерес
  • До 1,5 лет – ребенок и мама едят одну пищу (ребенок ест то же самое, что и мама)
  • Микродоза – объем пищи, умещающийся на кончике ложки, или между подушечками большого и указательного пальцев мамы, или глоток жидкости
  • До 5 видов продуктов – можно дать ребенку за один прием пищи
  • До 3 микродоз – одного продукта за прием пищи
  • 3-4 недели – даются микропробы нового продукта, мама следит за реакцией ребенка
  • 2 чайные ложки – максимальный объем пищи, съеденной ребенком младше 8 месяцев за один прием
  • 2 столовые ложки – максимальный объем пищи, съеденной ребенком старше 8 месяцев за один прием
  • После 12-14 месяцев объем съеденного мы не контролируем, ребенок знает свою норму сам
  • С 9 месяцев до 1 года 4 месяцев – усваиваются продукты, богатые белками
  • После 1 года – начинается полноценное усвоение пищи, отличной от грудного молока

И главное, необходимо помнить, что, практикуя педприкорм, мы кормим ребенка грудью, желательно после каждого приема пищи. Все питательные вещества для роста и развития ребенок по-прежнему получает из грудного молока. Мы же создаем ребенку такие условия, в которых он бы научился кормить себя сам взрослой едой.

Источник: https://supermams.ru/pedprikorm.htm

Схемы прикорма: Педиатрический или педагогический?

Схемы введения прикорма ребёнку - педиатрическая и педагогическая.

С момента появления младенца на свет начинает свое функционирование его пищеварительная система, которая бездействовала все 9 месяцев беременности, так как все питательные вещества поступали через пуповину.

Пищеварительная система новорожденного способна нормально переваривать только один вид пищи – молозиво (с первых минут жизни) и зрелое грудное молоко, которое приходит примерно на 3-и сутки после родов. В идеальном случае младенец не нуждается в введении дополнительного питья и пищи до полугода.

После 6-ти месяцев исключительно грудного молока становится недостаточно, чтобы покрывать растущие потребности ребенка в питательных веществах. Пищеварительный тракт уже достаточно зрелый и готов к введению прикорма.

Схемы прикорма при грудном вскармливании

На сегодняшний день успешно функционируют две схемы введения прикорма: педиатрический и педагогический. Педиатрическая схема наиболее распространена. Именно ее рекомендуют педиатры и именно она описана в руководстве по кормлению детей грудного возраста ВОЗ ЮНИСЕФ. Педагогический прикорм – это более старая схема введения прикорма. Во времена СССР о ней забыли, однако сейчас она вновь становится актуальной и находит все больше последователей.

Педиатрический прикорм

Согласно рекомендация ВОЗ прикорм следует начинать по достижении малышом 6-месячного возраста. При этом имеется в виду именно конец 6-го, начало 7-го месяца жизни (то есть 25-26 недель), а не начало 6-го месяца (21-22 недели).

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  4 неделя беременности - что происходит с малышом и мамой

В отдельных случаях врач может назначить более раннее введение прикорма в возрасте 4-5 месяцев. Обычно это происходит, если ребенку явно недостаточно питательных веществ, он отстает в физическом и интеллектуальном развитии.

Раннее введение прикорма характерно для малышей, получающих в качестве питания заменители грудного молока, поскольку такие дети испытывают дефицит витаминов и минералов.

Как и когда правильно вводить прикорм ребенку

Общая тактика введения педиатрического прикорма такова:

  • На момент введения прикорма ребенок должен быть здоров. Начало прикорма или введение новых продуктов не должно совпадать с любыми вакцинациями.
  • Прикорм начинают с безмолочных каш или овощных пюре (кабачок, цветная капуста)
  • Прикорм дают до кормления грудью (или альтернативным питанием), пока малыш достаточно голоден. После этого докармливают по требованию.
  • Любой продукт вводится в течение 5-ти дней, начиная с одной чайной ложки. Каждый день количество удваивается, пока не дойдет до 80-100 гр в одной порции (может быть меньше, если малыш наедается). При появлении любых негативных реакций (рвота, понос, аллергия) введение данного продукта следует прекратить и дождаться стабилизации состояния ребенка.
  • Сначала продукты вводятся по отдельности, затем, при отсутствии негативных реакций, возможны комбинации из уже проверенных компонентов.
  • На протяжении всего времени введения прикорма грудное вскармливание остается основным источником питания и должно осуществляться по требованию ребенка.
  • Очередность введения продуктов контролирует педиатр, так как она зависит от индивидуальных особенностей развития ребенка.

Педагогический прикорм

По сути, именно этот способ введения прикорма веками практиковался родителями. Но с активным внедрением заменителей грудного молока и постоянного медицинского контроля за детьми грудного возраста он несколько отошел на второй план.

На данный момент этот метод рекомендуют консультанты по естественному вскармливанию. Его основная идея заключается в следующем: грудное вскармливание остается основным источником питания.

Основная задача педагогического прикорма – не накормить ребенка, а стимулировать пищевой интерес:

  • Во время каждого приема пищи ребенок сидит на коленях у мамы (или другого члена семьи) и наблюдает за общей трапезой.
  • Когда ребенок начинает проявлять интерес к пище, ему предлагают попробовать еду с общего стола. Тут соблюдается принцип «микродоз». Каждый продукт ребенок пробует в очень маленьком количестве – примерно со спичечную головку. За одну трапезу ребенок может попробовать множество продуктов со стола, но количество каждого блюда не должно превышать трех микродоз.
  • Ребенок самостоятельно берет пищу руками или столовыми приборами (если умеет), при этом не допускаются игры с едой.
  • Введение нового продукта не чаще одного раза в день
  • Ребенок присутствует за столом пока он проявляет интерес к еде. При первых признаках усталости или потери интереса ребенка уносят от стола.
  • В течение месяца после начала ввода прикорма микродозы не увеличиваются. Затем неоднократно опробованные продукты можно увеличить в количестве до 1-2 чайных ложек. При этом новые продукты продолжают пробоваться в микродозах.

Сроки введения педагогического прикорма значительно шире, чем педиатрического и обусловлены они индивидуальным интересом ребенка к пище. В среднем, примерно к возрасту одного года ребенок может съедать уже достаточно большие порции с общего стола. Мама контролирует только количество – порция должна быть примерно с детский кулачок. Следите за качеством пищи на вашем столе и способами ее приготовления.

Немного соли не принесет вреда, а вот жареные, острые, жирные продукты ребенку лучше не давать, как и соленья и маринады. Если ребенок требует что-то, что ему нельзя – не стесняйтесь запрещать, ребенок поймет, что есть продукты, к которым его пока не допускают (алкоголь, шоколад, острая пища и т.д.) и вам не придется подстраивать семейный рацион под критерии детского питания. Твердую пищу разминайте вилкой.

Когда малыш научится хорошо жевать, в ход пойдут более крупные кусочки.

Достоинства и недостатки методов введения прикорма

Педиатрический прикорм одобрен медицинским сообществом. Схемы введения составлены таким образом, что ребенок гарантированно получает все необходимые питательные вещества в нужном количестве, при условии, что он не отказывается от предлагаемых продуктов. А это условие, как правило, является самым трудновыполнимым.

Дети очень часто отказываются от детского питания в виду его низких вкусовых качеств или психологического фактора. Ведь дети учатся глядя на родителей и питание, которого нет в семейном рационе, вызывает у них недоверие. Врачи считают детское питание фабричного производства более безопасной пищей для ребенка, чем пищу с общего стола.

Однако любое производство – это всегда риск возникновения брака. Нередки случаи, когда в детском питании обнаруживают посторонние предметы или оно просто не соответствует критериям качества.

Педиатрический прикорм может вызвать преждевременный отказ от грудного вскармливания и необходимость введения в рацион ребенка заменителей грудного молока.

Педагогический прикорм хорош тем, что не требует от родителей дополнительных усилий в приготовлении специальной пищи для ребенка или покупки готового детского питания. Он работает на стимуляцию пищевого интереса малыша и воспитывает культуру поведения за столом.

Однако, врачи такую схему введения прикорма не одобряют, поскольку велик риск того, что ребенок не получит необходимых питательных веществ, а одного грудного молока ему будет уже недостаточно. Педагогический прикорм подходит только для детей на грудном вскармливании.

Неплохих результатов в знакомстве малыша со «взрослой пищей» добиваются родители, которые комбинируют эти две схемы прикорма. Таким образом, вы предлагаете ребенку специальную пищу (детское питание) и если он от нее не отказывается – продолжаете вводить прикорм по схеме, рекомендованной педиатром.

В возрасте 8-9 месяцев многие дети теряют пищевой интерес и если до этого момента прикорм шел «на ура», то тут ребенок может отказаться от еды на отрез. Врачи советуют в такой ситуации сделать перерыв: неделю не давать малышу прикорм. Если и это не поможет вернуть интерес к еде – на помощь может прийти педагогическая схема.

Экспериментируйте, давайте ребенку самостоятельно пробовать кусочки взрослой пищи, которую кушаете сами. Это могут быть овощи, фрукты, как сырые, так и прошедшие тепловую обработку. Каши, рыба или мясо. Используйте яркую посуду, красиво сервируйте стол. Все эти нехитрые действия усиливают пищевой интерес и помогут малышу как можно мягче перейти от детского питания к общему столу.

В тактике педагогического прикорма малыши редко отказываются от каких-то продуктов и быстрее переходят на полноценный рацион, соответствующий пищевым привычкам семьи.

Источник: http://www.mamascom.ru/p/shemaprikorma/

Педагогический прикорм

Схемы введения прикорма ребёнку - педиатрическая и педагогическая.

Для начала давайте разберёмся, а для чего вообще начинают прикорм. На самом деле существует два вида прикорма для детей маленького возраста: педиатрический и педагогический.

Педиатрический прикорм – это постепенное введение продуктов питания по определённой схеме, с целью перевести малыша на обычное питание. Для педиатрического прикорма ребёнку готовят отдельные блюда по специальной схеме прикорма. Блюда тщательно перетираются до образования однородного пюре.

Педагогический прикорм – это скорее ознакомления малыша с «взрослой» пищей. Прикорм начинается тогда, когда малыш сам проявляет интерес к еде взрослых. Таким образом, ребёнок знакомится с новыми для него вкусами и приспосабливается к новой еде.

Педагогический прикорм вводят ребёнку на грудном вскармливании для того, чтобы он понемногу адаптировался именно к той пище, которую кушают в его семье. Отдельно для ребёнка пищу не готовят. Этот вид прикорма помогает выработать новому члену семьи здоровые привычки в питании. Отмечено: у детей на педагогическом прикорме, как правило, не бывает проблем с аппетитом и избыточным весом.

При педагогическом прикорме блюда не предлагаются ребёнку в форме пюре, а даются микродозами в виде мелких кусочков, что гораздо лучше для пищеварения малыша.

С чего начинать педагогический прикорм?

Важно: Педагогический прикорм подходит только для малышей на грудном вскармливании!

Итак, крохе в возрасте примерно 6 месяцев становится интересно наблюдать за тем, что ест мама. А значит, во время завтрака уже можно посадить малыша к себе на колени. Дайте крохе в ручку чайную ложку, пусть машет ей, перекладывает из стороны в сторону и т.д. Позвольте малышу исследовать вашу тарелку руками. Если малыш тянется к чему-то из вашей тарелки, отщипните микродозу размером с рисинку и положите крохе на язычок.

Реакция может быть разная, малыш может проглотить продукт, может выплюнуть, любая реакция – это нормально. Если малышу понравился продукт, за один раз можете дать ему не больше трёх микродоз. Наша задача не накормить малыша, а познакомить с едой. Маленькие кусочки пищи будут способствовать выработке новых ферментов. За неделю вы можете довести количество пищи из вашей тарелки до одной чайной ложки.

Если вдруг ребёнок не интересуется едой, которая есть на столе, ничего страшного, значит просто он ещё не готов к прикорму.

Не кормите ребёнка только понравившейся ему едой, всё время предлагайте что-то новое.

Чем полезен педагогический прикорм?

Во время педагогического прикорма малыш знакомится с твердыми кусочками пищи, тем самым учится жевать и не давиться едой, что нередко случается с детками на педиатрическом прикорме.

К тому же, изо дня в день малыш наблюдает сервировку стола, что воспитывает в нём терпение, кроха учится занимать себя до приёма пищи и не капризничать. Такой навык вы сильно оцените, когда ребёнку исполнится 1,5–2 года, а формировать такое умение необходимо с 6–7 месяцев.

Наблюдая за родителями, малыш учится пользоваться столовыми приборами. Но самое главное, что постепенно организм ребёнка привыкает к еде, которая подается именно в его семье.

Копчёности, соленья, острые приправы и маринады давать пробовать вашему крохе не стоит.

Совмещение прикормов

Как правило, на практике зачастую происходит совмещение педагогического и педиатрического прикорма. Например, на длительной летней прогулке многие мамы не отказываются воспользоваться пюрешкой из баночки. Ничего страшного в этом нет. Ведь те продукты, которые относятся к педиатрическому прикорму, расписаны по возрасту и адаптированы для малышей.

Итак, подведем итоги

Преимущества педагогического прикорма:

  • Адаптирование ребёнка к пище, которую кушают в его семье.
  • Не нужно отдельно готовить.
  • Ребёнок достаточно быстро осваивает навыки глотания, жевания, а впоследствии легко учится пользоваться столовыми приборами.
  • Хороший аппетит, ребёнка на педиатрическом прикорме никогда не придётся уговаривать поесть.
  • Для пищеварительной системы малыша пища, состоящая из кусочков не больше рисинки гораздо лучше, поскольку она не «размазывается» по пищеводу как пюре.
  • Способствует развитию навыка терпения.

Минусы:

  • Если какой-то продукт вызвал аллергическую реакцию, довольно трудно проследить, какой именно.
  • Т.к. ребёнку позволяется исследование пищи в тарелке, это, безусловно, прибавляет стирки и уборки.
  • Из рациона всей семьи необходимо исключить полуфабрикаты и острые приправы.

Важно: желательно заранее определиться с тем видом прикорма, который планируете вводить и придерживаться основных его принципов. Так будет легче и вам, и крохе. Чтобы вы не выбрали, помните, во всем нужен баланс и мера.

Источник: https://bestkroha.ru/kormlenie-grudnogo-rebenka/101-pedagogicheskij-prikorm

Что такое педагогический прикорм: как правильно вводить и с чего лучше начинать?

Схемы введения прикорма ребёнку - педиатрическая и педагогическая.

Здравствуйте уважаемые читатели моего блога!

Сегодня я хотела поговорить с вами о том, что такое педагогический прикорм (ПП). Многие мамы знакомы с этим понятием, но точно не знают как этим пользоваться. К этому вопросу я подошла тщательно, изучив практически всю информационную базу по этому вопросу.

От того как мама будет вводить прикорм зависит дальнейший интерес и отношение малыша к приему пищи. Кстати, вы в курсе, что прикорм бывает педагогический и педиатрический и между ними есть существенная разница?

Так вот, суть педиатрического прикорма в схеме введении определенных продуктов с новыми вкусовыми ощущениями. Такой вид прикорма предпочтительно вводить детям на искусственном вскармливании. В этом случае ребенок будет пробовать баночные или коробочные заготовки в соответствии со своим возрастом.

Это довольно удобно врачам. Они могут четко контролировать сроки введения продуктов и ответную реакцию на них у большинства детей одновременно.

Если это педагогический прикорм, правила введения здесь следующие. Педприкорм – это знакомство с едой из маминой тарелки.

Педагогический прикорм лучше всего подходит для детей на грудном вскармливании, потому что детский желудочно-кишечный тракт поддерживается ферментами из грудного молока. Ведь оно содержит информацию о съеденных продуктах.

Получается, что оба — мама и малыш — едят одно и то же. К тому же происходит стимулирование выработки ферментов для переваривания сложной пищи, а это, по меньшей мере, убережет малыша в дальнейшем от проблем с желудком.

Вы задумывались, что значит еда для ребенка? Ответом на этот вопрос станет еще одно преимущество ПП. Во время семейных обедов ребенок ест совместно со взрослыми одинаковую еду и привыкает к мысли, что еда – это важный процесс, поддерживаемый взрослыми. Ко всему этому малыш пищу поедает кусочками и не создает себе трудностей для переваривания еды.

Педприкорм очень мягко переводит ребенка после года на взрослый стол. Но как у всего, что касается устройства детской жизни, у процесса введения педагогического прикорма имеются свои правила.

Основные тезисы введения педагогического прикорма

  1. Брать с собой ребенка за обеденный стол.
    Детское любопытство всегда спровоцирует ребенка попробовать новое меню. Это называется «пищевой интерес». При совместном приеме пищи ребенок успешно усваивает правила поведения за столом и использования столовых приборов.
  2. Не ставить целью накормить.
    При ПП ребенок лишь знакомится с содержимым тарелок взрослых. Здесь должна быть здоровая конкуренция – ребенок должен первым скушать что-то с тарелки.
  3. Не торопиться.
    Важно отслеживать реакцию малыша на новый продукт, что диатез или аллергия не стали неожиданной проблемой.
  4.  Бдить.
    На начальном этапе ребенок должен за один раз съедать не больше горошины, чтобы не подавиться.
  5. Не разрешать баловаться и играть с едой.
    Педагогический прикорм – это еще и обучение культуре за столом и уважительному отношению к пище. Нельзя разрешать баловаться за столом или играть с пищей.

    Кстати, если демонстративно доедите сами, что малыш не доел, тем самым покажите важность процесса приема пищи и научите с почтением относиться к еде.

  6.  Важность перекусов. Схема педагогического приема, вернее, ее как таковое отсутствие, позволяет ребенку в перерывах между приемами пищи «кусочничать» сушками, сухариками, хлебцами, печеньем. При этом будьте внимательны, чтобы продукт нельзя было целиком засунуть в рот.

    Возникает вопрос о том, нужно ли допаивать с введением ПП? Конечно, но в целях ознакомления. Когда мама попила чай, компот, то и малыша можно познакомить ребенка с питьем. Важно, чтобы оно было некрепким, если это чай и разведенным, если сок.

  7. Постепенно увеличивать дозы.
    Объем съедаемой пищи должен увеличиваться соответственно взрослению малыша. В один год ребенок должен за обед съедать в среднем две столовые ложки «взрослой» еды.

Тут у меня возник вопрос, а допускается ли совмещение прикормов?

Это обычное дело, когда на долгой летней прогулке вы не станете отказываться от баночки детского питания. Даже для детей при искусственном скармливании рекомендуется использовать ПП, но лишь немного позже, чтобы детский организм стал крепче.

Если ребенок склонен к аллергии

Когда ребенок аллергик – это тяжелая проблема и главный вопрос «С чего начать?». Хочется побаловать любимого малыша чем-то новым и вкусным, но В этом случае включается все возможные резервы материнской интуиции. Не стоит и говорить, что каждая даже молодая мать расскажет о прикорме на фоне диатеза.

Но стоит учитывать, что ПП отменят лишь в случаях мокнущего диатеза, корост, обширной сыпи, а также превращения обычного румянца в багровые пятна. Как же выяснить, на какую именно пищу появилась аллергия, если у ребенка разнообразное меню?

Просто. «Розовая» реакция, небольшая сухость кожи не тревожные сигналы, а вот при усилении симптомов рацион меняется полностью. В случае безрезультатного двухнедельного гиппоаллергенного питания прикорм отменяется.

Напоследок о главном

Цель педагогического прикорма: адаптирование ребенка к семейному меню.

Как это выглядит: еда с маминой тарелки, начиная с микродоз, чтобы не травмировать желудочно — кишечный тракт.

Плюсы и минусы педагогического прикорма

Плюсы: ребенок быстро приобретает навык глотания, затем жевания и как следствие в скорости осваивает владение столовыми приборами и поведением во время приема пищи, также не возникает проблем с аппетитом, а у маме не приходиться готовить для малыша отдельно. И появляется возможность оставлять ребенка с бабушкой, ведь он теперь способен кушать взрослую еду.

Минусы: первые несколько дней ребенок выталкивает еду и может поперхнуться, к тому же сложно определить реакцию детского организма на новую пищу, вся семья переходит на здоровый рацион. Но как быть, если на столе бывают неполезные продукты? Тут не существует вариантов. Либо педагогический прикорм принят в семье либо нет.

При положительном решении готовиться только здоровая еда, но совсем не страшно, если один раз в неделю попробует неполезную еду в самой малой дозе. Важно не формировать привычку, а шоколад, если его попробовала мама должен и попробовать малыш.

Вот, пожалуй, и все, что мне стало известно о том с чего начать и как вводить педагогический прикорм и что это лучший вариант для деток на грудном вскармливании.

На этом я пока прощаюсь с вами и предлагаю подписываться на обновления блога. Кстати, рекомендуйте эту статью почитать друзьям в социальных сетях, здесь много интересной информации.

Источник: https://chesnachki.ru/ot-0-do-goda/v-chem-sut-pedagogicheskogo-prikorma.html

Подводные камни педиатрического прикорма

Схемы введения прикорма ребёнку - педиатрическая и педагогическая.

Как только в семье появляется ребенок, мама задумывается, как и когда начинать прикорм. Она выслушивает наставления бабушек, досужих подруг с богатым личным опытом, участкового педиатра, изучает статьи на просторах Сети

Зачастую поиски не дают точного ответа на ее вопросы, поскольку мнений существует множество. К тому же, сегодня мамочка в своих поисках чаще всего узнает, что существует два вида прикорма: педагогический и педиатрический.

О первом подробнее сможете прочесть в этой статье, а сегодня давайте разберем педиатрический прикорм, его суть, плюсы, минусы.

Суть педиатрического метода

Итак, педиатрический прикорм: что это?

А это — привычный большинству мам и бабушек вид прикорма, при котором малыша постепенно (примерно к году) полностью переводят за общий стол, заменяя новыми продуктами грудное молоко или адаптированную смесь.

Мамы десятилетиями переводили своих деток на взрослую пищу педиатрическим способом, даже не задумываясь, подходит ли он конкретному крохе, учитывает ли его индивидуальные потребности.

Знайте! Изначально педиатрическую систему придумали для деток на искусственном вскармливании.

  1. Несколько десятилетий назад смеси были не такими совершенными, как сегодня, они не могли полностью обеспечивать потребности растущего организма в витаминах и микроэлементах (да и самые «продвинутые» современные  смеси этого не могут);
  2. И задачей педиатров было как можно скорее перевести малыша на пищу, которая сможет это обеспечить.

Но! Грудное молоко – научно признанный незаменимый для малыша продукт питания!

Мамино молоко может оставаться основным (если не единственным) источником необходимых веществ до 6-ти месяцев, в редких случаях бывает, что ребенок и до года питается только грудным молоком.

Но это не является нормой, поскольку пропускаются важные этапы прикорма (читайте статью Признаки готовности к прикорму>>>), поэтому смысла в обязательном педиатрическом прикорме при ГВ — нет.

Удивлены?

Конечно, ведь мы привыкли, что ребенок в годик обязательно должен кушать кашки, овощи, фрукты, мясо и кефирчики, уметь пережевывать твердую пищу

  • иначе пострадают зубки, прикус, не растянется подъязычная уздечка, необходимая для развития речи, не будет правильно формироваться микрофлора ЖКТ.

Мы готовим малышу супчики-кашки-пюрешки (или покупаем баночное питание), а затем снова переучиваем его – уже с этих пюрешек на пищу с общего стола.

При этом продукты в рацион малыша вводятся в строгой последовательности, которую рекомендовал педиатр, в строгих дозировках, в установленные им сроки (читайте также статью Таблица прикорма ВОЗ>>>).

Довольно быстро растут порции новых продуктов, пропорционально уменьшается количество молока (или смеси) в рационе грудничка.

Педиатрический или педагогический?

Схем педиатрического прикорма существует множество (чуть ли не у каждого уважающего себя педиатра собственная), а единой-то и нет.

  1. У одних педиатрическая схема начинается с фруктов;
  2. У других – с овощей;
  3. У третьих – с каш.

Да и единого мнения о времени ввода педиатрического прикорма у докторов сегодня нет. Называют 3, 5, 6, месяцев

Помните! Так что, как и когда вводить педиатрический прикорм, точного ответа нет. У каждого доктора он свой.

Да, противоречий в педиатрической системе много. Поэтому сегодня все большую популярность обретает система педагогического (естественного) прикорма.

Деток до года не зря называют грудничками. Педагогическая система учитывает этот факт.

  • Основная ее суть – лишь познакомить ребенка с новой пищей, отщипывая микропорции тех продуктов, которыми заинтересовался сам карапуз (поверьте, природа сама подскажет ему, что когда стоит попробовать);
  • Так что основной пищей для ребенка останется молоко или смесь (читайте важную статью До скольки кормить ребенка грудью?>>>);
  • Правда, при таком способе нужно обязательно брать малыша с собой за стол, чтобы ему было, чем интересоваться, позволять ему самостоятельно хватать и тянуть пищу в ротик (а это значит, о порядке можно забыть).

Чем плох педиатрический прикорм?

Минусов у педиатрической системы множество:

  1. Не учитываются индивидуальные особенности ребенка (читайте статью Когда вводить прикорм ребенку на грудном вскармливании?>>>);
  2. Пищу малышу необходимо готовить отдельно, а это — отдельная посуда, лишнее время;
  3. Дети зачастую отказываются от предлагаемой пищи, поскольку конкретный организм в данное время не хочет или не любит какой-то продукт;
  4. Малыши испытывают пищевое насилие, когда всем без разбора полагается съедать столько-то граммов такой-то пищи в такое-то время;
  5. Педиатрический прикорм не формирует у ребенка правильного пищевого поведения, а также правил поведения за столом, поскольку его кормят отдельно от остальных членов семьи (важная статья: Как правильно кормить ребенка>>>);
  6. Малышей труднее научить жевать и глотать, т.к. при таком прикорме им сначала предлагают жидкое пюре (смотрите статью Как научить ребенка жевать?>>>);
  7. У детей часто пропадает аппетит (их кормят не по желанию, а по часам);
  8. Страдает грудное вскармливание, поскольку его фактически прекращают в районе годика.

Из плюсов — разве что порядок на кухне.

Педагогический же прикорм, наоборот, подстраивается под потребности ребенка и помогает ему и родителям:

  • Формирует правильное пищевое поведение;
  • Грудное молоко может оставаться основным продуктом длительное время;
  • Маме не нужно уговаривать и пытаться перехитрить ребенка, чтобы он съел «положенное»;
  • Малыш пробует те продукты, которые привык получать через мамино молочко, поэтому самой маме нужно кушать здоровую пищу;
  • Ребенок сразу учится жевать, глотать, брать пищу самостоятельно;
  • Он учится есть пищу разной консистенции;
  • У малыша формируется пищевой интерес за общим столом, поэтому проблем с отказом от пищи или отсутствием аппетита практически не бывает;

А если все же проблемы возникают, всегда можно обратиться к курсу по питанию ребенка, из которого вы узнаете, как вернуть пищевой интерес и научить малыша кушать с аппетитом: Едим с удовольствием>>>

  • Мама экономит время на отдельную готовку и кормление крохи.

Подробнее о том, как использовать все плюсы педагогического прикорма и при этом соблюсти последовательность введения продуктов и сохранить здоровье ребенку, смотрите  в интернет-курсе Азбука прикорма: система безопасного введения прикорма грудничку>>>

Если остались вопросы по типам прикорма – задавайте в комментариях! Отвечу!

Источник: https://uroki4mam.ru/pediatricheskij-prikorm

ПРИКОРМ. Педагогический или педиатрический?

Схемы введения прикорма ребёнку - педиатрическая и педагогическая.

К полугоду после рождения ребёнка перед родителями встаёт вопрос о начале прикорма. Многие используют стандартные советы педиатрии, а некоторые задумываются о так называемом «педагогическом» прикорме.

Тогда им приходится избавиться от стереотипов, сложившихся десятилетиями, понять, что времена меняются, меняется мировоззрение людей и подходы к воспитанию детей тоже. Сейчас частью жизни стало много новых течений в питании, о которых ещё полвека назад даже никто и не задумывался.

Но почему-то принципы в питании детей меняются медленно и получают много сопротивления от большинства людей.

Педиатрический прикорм

Пюреобразная пища, или как её называют «густая пища», в настоящее время рекомендуется педиатрией, как переходный этап между жидкой и твёрдой пищей. Начало такого прикорма, в разных источниках, в возрасте ребёнка от 4 до 6 месяцев.

В виде «густой пищи» рекомендовано давать сначала гомогенизированные однокомпонентные продукты (например, пюре из овоща или из фрукта), далее мясо-молочные продукты и каши, всё это в виде пюре. До недавних времён женщины начинали прикорм с капель сока в 3 месяца.

Но сегодня уже этой рекомендации официально в педиатрии нет, т.к. доказали, что это вредно для работы почек и поджелудочной железы.

При этом ещё существуют рекомендации по специальному рациону питания ребёнка и особым способам приготовления пищи, в которой не должно быть соли, сахара и т.д. Маме следует готовить ребёнку питание отдельно, постоянно что-то взвешивая, перетирая, взбивая.

Минуя предложение попробовать приготовленное. Отдельным пунктом — внимание на реакцию ребёнка на продукт. Тут в зоне риска оказываются 100% детей, без исключения. Прикормом предлагают заменять грудные кормления и тем самым заканчивать их в лучшем случае к 12 месяцам.

Откуда такие рекомендации?

Заглянем в историю.

Во времена крепостного крестьянства времена были голодные и большая смертность среди детей первого года жизни. Историей описаны периоды жизни крестьян на Руси в 17-19 веке, когда до года доживали меньше половины детей. Никто не думал ни о здоровье, ни о будущем пищевом поведении и уж тем более о развитии личности через поведение за столом. Этнографы описывают, как в те времена вводили прикорм детям первого года жизни.

Матери уже с нескольких месяцев после родов выходили работать, а детей оставляли дома. Если удавалось, то носили сцеженное молоко, и рано начинали прикорм. Это было перемолотое в пюре и разбавленное водой какое-либо питание — хлеб, картофель и т.д. По описанию тех же этнографов: «выживаемость детей была высокой в тех областях, где сохраняли грудное вскармливание с незначительным введением объёмом прикорма минимум до года».

Обращу внимание на фразу «незначительным объёмом прикорма».

Похожая история была и во второй половине 20-го века, но детей тогда отдавали в ясли с 3 месяцев, но тогда уже были заменители грудного молока, что снизило младенческую смертность, но идея с пюре так и осталась.

Это было необходимо, чтобы заменить искусственную смесь на прикорм. Т.е. опять же — чтобы накормить. Вплоть до конца 20-го века никто не учитывал психологию растущего ребёнка и его потребности, т.к. психология была объявлена лженаукой.

Лишь в конце 20-го века эта наука пришла к нам с Запада.

Педагогический прикорм

Этот вид прикорма учитывает психологию ребёнка в экономическую ситуации страны, где вопросы выживаемости уже решены и голодные времена не являются определяющим фактором в выборе способа кормления.

У такого прикорма несколько особенностей:

1. Нет этапа пюре или «густой пищи», еда даётся кусочками — «микро-дозами».

2. Начальный этап минует задачу «накормить». Задача — познакомить и научить.

3. Упрощена схема введения прикорма, ориентирована на здорового ребёнка в здоровой семье.

4. Учтены психологические особенности ребёнка и его интерес к пище.

5. Решаются воспитательные задачи роста и развития будущей личности.

Обработав гигабайты информации в сети и мнения родителей, напрашивается один вывод: каждая семья сама принимает решение, какой вид прикорма использовать. Это бесспорно. Но сначала надо себе ответить на вопрос: «Какие задачи вы будете решать именно этим выбором?».

Если наблюдается значительная нехватка лактации в возрасте ребёнка старше 5 месяцев, то вводить «густую пищу» в виде пюре просто необходимо. Это будет связано именно с задачей — накормить. Если этой проблемы нет, грудного молока достаточно, то стоит задуматься о способе прикорма, где на первых этапах задачи накормить нет.

Тогда стоит учитывать массу психологических моментов, связанных с историей наших предков. Например:

В моей семье есть история, которая родила собой страх голодной смерти. Моя бабушка по отцу была матерью пятерых детей. Во время войны середины прошлого века двое детей умерли от голода. Мой отец, рождённый позже, всегда говорил мне такую фразу: «Будешь хорошо кушать —с голоду не помрёшь».

Моя бабушка, которая принимала участие в моём воспитании, усердно кормила меня. Если я жила у ней какое-то длительное время, то потом мои родители удивлялись моей значительной прибавке в весе.

Сейчас мне понятно, что именно было мотивацией для моей бабушки, которая постоянно хотела меня накормить

Мой отец, кстати, помнит, как их с братом кормила мама пряником, завернутым в тряпочку. Отец, будучи мальчиком лет 5-6, разжёвывал пряник в тряпочке, и потом это давали сосать младшему брату, который, по рассказам, ещё не ходил. Ведь если пряник дать старшему ребёнку, то он его съест сразу. А надо ещё и малышу дать, чтобы он тоже что-то высосал. Это в те времена делали все матери. Почему? Ответ очевиден.

Когда я сама стала мамой, я давала моим детях прикорм кусочками, потому что обучилась этому специально и меня этот вид прикорма вполне устроил простотой и эффективностью. Но их дед, мой отец, уже и им стал повторять эту фразу, но немного измененную (т.к. мои дети кушали всегда хорошо): «Молодцы! С голоду не помрёте! ». Осознав источник это страха, я попросила моего отца больше не говорить этого мне и моим детям.

Он меня понял, и эта тема теперь осталась в прошлом. Признаться, я даже проходила личную психотерапию на тему голодной смерти. Если в вашей семье есть аналогичные темы с голодом, не обязательно со смертельным исходом, я тоже рекомендую обратить сюда внимание. Возможно, встретившись самой со страхом голода, вы прекратите активно «накармливать» и ваших детей тоже? И будете воспитывать ваших детей более осознанно.

Проанализируем актуальность различных рекомендаций при введении прикорма:

Рекомендации Педиатрический Педагогический
Изготовление пюреобразной массы из твёрдой пищи. Накормить, когда либо истинная нехватка питания (голод), либо искусственное создание этой нехватки (ограничения прикладывания к материнской груди на просыпание и кормление по режиму). Нет необходимости накормить. Решаются воспитательные и адаптационные задачи —своевременно развивается жевательный аппарат, формируется устойчивый аппетит и позитивное отношение к трапезе в целом, и т.д.
Кормление монопродуктом. Чтобы отследить продукт, на который возникла у ребёнка отрицательная иммунная реакция (аллергия, диатез, нарушение пищеварения). Мала вероятность отрицательной реакции, т.к. пища в микродозе.
Отсутствие соли и других добавок Чтобы исключить нагрузку на незрелую желудочно-кишечную систему, т.к с момента введения прикорма объёмы увеличиваются очень быстро. Нагрузки нет, т.к. пища в микродозе. Медленное увеличение. Происходит знакомство с истинным рационом семьи, с которым ребёнок уже заочно знаком через внутриутробное и грудное питание.
Замещение кормлений грудью на прикорм и быстрое увеличение объёма. Чтобы накормить и закончить грудное вскармливание к 12 месяцам ребёнка. Грудное молоко является полноценным питанием до 8-10 месяцев ребёнка, далее его роль в питании снижается, начинается «энергетический прикорм» — для насыщения. Но потребность в грудном молоке сохраняется, как минимум, до двух лет (по данным ВОЗ).

На моей практике работы более 13 лет уже, пожалуй, несколько тысяч детей выросли на педагогическом прикорме. Если в семье нет страха голода и болезней, то проблем с поведением за столом, пищеварением и аппетитом у детей нет. Рисков у такого вида прикорма тоже нет. Еда может быть солёная, сладкая, перчёная, со специями и без специальных «детских» рецептов. Вот тогда, действительно, этот прикорм решает и питательные и воспитательные задачи!

Галина Елтонская,

научный руководитель Центра «Мамин Дом», дважды мама.

В  нашем Центре вы можете посетить лекцию или приобрести вебинар по педагогическому прикорму.

Источник: https://mamin-dom.ru/katalog/stati-vospitanie-rebenka/prikorm-pedagogicheskij-ili-pediatricheskij

Введение прикорма

Схемы введения прикорма ребёнку - педиатрическая и педагогическая.

Всемирная организация здравоохранения и Американская Академия Педиатрии рекомендуют начинать введение прикорма в возрасте 6 месяцев.

Этапы нервно-психического развития

Время начала прикорма зависит не только от календарного возраста, но и от его нервно-психического развития. Важными навыками для начала прикорма являются:

  • Возможность сидеть с поддержкой
  • Достаточный контроль мышц головы и шеи
  • Приподнимается из положения лежа на прямых руках (с выпрямленными локтями)
  • Ребенок кладет в рот руки и игрушки (готовность к текстурам пищи)
  • Поворачивает голову и открывает рот, когда к нему подносят ложку с едой, когда голоден и отворачивается, когда сыт или не хочет есть

Дополнительными навыками для овладения навыка еды руками являются:

  • К 8-10 месяцам развиваются необходимые навыки координации движений рук и кистей, ребенок может есть пищи руками и пальцами (finger food – дословно – пища, которую едят руками). Эти навыки: возможность сидеть без поддержки, захватывать и отпускать кусочки пищи ладонями, жевание пищи (даже без зубов) и проглатывание.
  • К 12 месяцам точные движения становятся более координированными и ребенок получает возможность захватывать кусочки пищи между пальцами.

Почему не нужно начинать прикорм слишком рано?

Раннее начало прикорма (до 4 месяцев) может нанести вред. Рекомендуется начинать прикорм в определенном возрасте потому, что:

  • Слишком раннее начало прикорма может привести к недостатку некоторых важных питательных веществ и калорий и может увеличить риск развития пищевой аллергии.
  • Дети раннего возраста не имеют достаточного развития некоторых навыков и поэтому подвержены аспирации и попаданию частичек пищи в дыхательные пути.
  • Активный рефлекс выталкивания. Дети рефлекторно выталкивают все, что попадает в рот между губами. Этот рефлекс обычно пропадает к 4-5 месяцам.
  • Начало прикорма у ребенка с активным рефлексом выталкивания может быть неприятной процедурой как для Вас, так и для Вашего ребенка.
  • К 4 месяцам дети обычно удваивают свой вес при рождении. Когда дети весят больше 5.9 кг, можно начинать прикорм для поддержания потребностей в питательных веществах и калориях.
  • Введение прикорма после 4 месяцев снижает риск развития атопического дерматита.

Введение прикорма слишком поздно также вредно. Может привести к задержке физического развития и затруднению введения блюд прикорма в последующем.

Меры предосторожности при введении прикорма

Продукты, которые нужно избегать детям до 12 месяцев жизни:

  • Цельное коровье молоко (содержит недостаточное количество железа, может вызывать пищевую аллергию и непереносимость).
  • Твердые округлые продукты питания и кусочки пищи (орехи, виноград, морковь, леденцы) из-за опасности попадания в дыхательные пути.
  • Мед (из-за опасности ботулизма).

Дети с риском аллергии

Риск аллергии считается повышенным, если у ребенка один из родителей или братьев или сестер страдает аллергическим заболеванием (пищевой аллергией, астмой, аллергическим ринитом или атопическим дерматитов).

В 2000-ых годах были рекомендации по исключению высокоаллергенных продуктов (яйца, орехи, рыбу) из рациона детей с риском аллергии на несколько месяцев и даже лет. В 2008 году эти рекомендации были изменены, так как было доказано, что раннее введение этих продуктов может наоборот снизить риск развития аллергии. В настоящий момент эксперты рекомендуют всем детям начинать прикорм в возрасте 4-6 месяцев.

Если у Вашего ребенка нет признаков аллергии во время введения первых блюд прикорма, Вы можете постепенно вводить и остальные блюда прикорма, включая и продукты, относящиеся к аллергенным (яйца, продукты с орехами, соя, рыба, пшеница, морепродукты). Цельное молоко не дается детям до 12 месяцев жизни. Но кисломолочные продукты можно начинать и раньше.

Более безопасным путем введения высокоаллергенных продуктов можно считать такой:

  • Начинают давать ребенку попробовать продукт в минимальных количествах в домашних условиях.
  • Если нет никаких аллергических реакций на этот объем продуктов, количество продукта увеличивается.
  • Проконсультируйтесь с врачом, если у ребенка появились признаки аллергической реакции, появились проявления атопического дерматита или если у ваших других детей была аллергическая реакция на арахис.

Виды продуктов прикорма

Любой разрешенный продукт может быть первым блюдом прикорма. Начинают с однокомпонентных продуктов. Вводят один продукт в течение нескольких дней, оценивают реакцию. При введении прикорма объем молочной смеси не должен превышать 800-900 мл в день. Грудное молоко не ограничивают, им продолжают кормить по требованию.

Злаки

Подходящий продукт первого прикорма, так как в них много калорий и железа. Рисовая каша обычно используется в первую очередь, так как на нее редко бывают аллергические реакции. Можно использовать другие безглютеновые каши (кукурузная, гречневая). Каши можно готовить на грудном молоке, воде или молочной смеси.

Вначале кашу дают жидкой консистенции, со временем кашу можно давать в более густом виде. Начинают давать с маленького объема из ложки, по 5 мл (чайной ложке) в конце кормления грудью или смесью из бутылочки. Кормление из ложки помогает ребенку развивать моторику мышц рта, улучшать координацию глотания, способствует будущему развитию речи.

Постепенно увеличивайте количество каши до 15-60 мл два раза в день (таблица рациона ребенка первого года жизни).

Если ребенок поначалу отказывается от каши, попробуйте на следующий день дать её еще раз, но в более жидкой форме (из ложки).

Каши

Не даются через бутылочки, кроме случаев медицинского применения для лечения гастроэзофагеального рефлюкса. Кормление из бутылочки затрудняет обучение кормления с ложки. При лечении гастроэзофагеального рефлюкса часть каши все равно дается с ложечки.

Нет оснований полагать, что кормление кашей перед сном может помочь ребенку спать ночью не просыпаясь.

Пюрефицированные продукты

Однокомпонентные пюре с мясом, овощами или фруктами вводятся по одному в течение нескольких дней. Если после введения одного пюре не развилось аллергических реакций, можно начинать введения следующего продукта. К признакам пищевой аллергии относятся: крапивница или другие сыпи на коже, отек лица, диарея, рвота, кашель, свистящее дыхание, затруднение дыхания, бледность кожи и слабость. При этих проявлениях необходимо обратиться к врачу.

Одной из целей введения прикорма является обучение ребенка новым вкусам и текстурам различных продуктов. Количество съеденного не так важно. Последовательность продуктов тоже не так важна. Намного важнее текстура и консистенция продуктов прикорма.

К 8 месяцам ребенок должен съедать примерно по половине чашки (115 граммов) овощей в день и такое же количество фруктов (таблица рациона ребенка первого года жизни).

  • Первый продукт должен быть мелко пюрефицированным, однокомпонентным. Не должен содержать соли, сахара. Коммерческие продукты часто содержат витамин С.
  • Второй продукт может быть более грубым пюре или процеженным продуктом. Это может быть двухкомпонентный продукт (например, каша и фрукты, мясо и овощи). Не должен содержать соли и сахара. Комбинированные продукты можно давать после того, как ребенок попробовал каждый компонент в отдельности. После того, как ребенок станет усваивать жидкие пюре, ему можно начинать предлагать более густые пюре.
  • Третий продукт обычно комбинированный. Содержит более грубые текстуры для поощрения жевания (могут содержать маленькие кусочки мяса, овощей, макаронные изделия).

Вопросы безопасности применения баночных продуктов:

  • После открытия банку необходимо хранить строго по инструкции.
  • Оставшийся в банке продукт выбрасывают через 2-3 дня после открытия (в зависимости от инструкции).
  • Перед кормлением продукт перекладывают из банки в тарелочку, и кормят уже из нее. Это предотвращает загрязнение основного объема продукта в банке. Оставшийся после кормления продукт на тарелочке выбрасывается.
  • Кормить продуктами из банки можно в прохладном, подогретом виде или комнатной температуры.

Приготовления продуктов прикорма в домашних условиях

Вы можете сами готовить продукты прикорма дома. С осторожностью вводятся продукты содержащие шпинат, свеклу, зеленые бобы, тыкву, кабачки, патиссоны, морковь детям 4 месяцев, так как в них может содержаться повышенное количество нитратов. В приготовленную еду не добавляют соль и сахар.

Продукты для употребления руками (finger food)

С развитием ребенка у него будут появляться возможности кормить себя самостоятельно. В это время можно начинать предлагать ребенку более взрослую еду в виде мелко порезанной или в виде мягких текстур (таблица рациона ребенка первого года жизни). Нельзя давать ребенку продукты с повышенным риском аспирации: сосиски, арахис, орехи, изюм, виноград, сырую морковь, попкорн и леденцы.

Фруктовые соки

Соки можно вводить примерно в возрасте 6 месяцев, когда ребенок научиться пить из чашки. Это должны быть специальные соки для детей 1 года жизни с добавлением витамина С.

  • Соки даются только из чашки. Нельзя давать соки из бутылочки.
  • Ребенок не должен употреблять более 110-160 мл сока в день.
  • Соки даются во время приема пищи. Не давайте соки как питье в течение дня и перед сном.
  • Большое количество сока может приводить к избытку или недостатку питания, кариесу, диарее, вздутию живота.
  • Сок должен быть пастеризованным.
  • Можно использовать обогащенные кальцием соки.

Дополнительные потребности в витаминах и минералах

Некоторым детям необходимо давать препараты витаминов и микроэлементов.

Железо – недостаток железа – основной вид дефицита питательных веществ в развитых странах. Потребность в железе зависит от гестационного возраста и массы при рождении.

Недоношенные дети и дети с низкой массой при рождении имеют больший риск дефицита железа и должны получать железо в виде мультивитаминных капель или отдельно с 1 месяца жизни до 12 месяцев.Доношенные дети получают достаточное количество железа с грудным молоком и молочными смесями.

После 6 месяцев жизни необходимо введение продуктов, содержащих железо. Обычно этими продуктами являются обогащённые железом каши. Две порции такой каши в день удовлетворяют потребность в железе малыша. При недостаточном употреблении каши – можно добавлять в рацион витаминные капли с железом.

Источник: https://eviped.com/uhod-2/vvedenie-prikorma/

Прикорм педиатрический и педагогический — Моя крошка

Схемы введения прикорма ребёнку - педиатрическая и педагогическая.

Здравствуйте, уважаемые читатели блога. Каждая мама хочет для своего малыша только лучшего. Когда ребёнок подрастает, и наступает пора знакомить его с взрослой пищей, многие мамы задаются вопросом: так ли безопасен педагогический прикорм, и в чём его преимущество?

Основные виды прикорма

Существует два основных метода, по которым ребёнку предлагают ознакомиться с новыми продуктами и формируют его интерес к взрослой пище – педагогический и педиатрический прикорм.

  1. Педагогический прикорм представляет собой процесс поглощения ребёнком блюд, в микродозах, с одного стола с мамой и другими членами семьи. При этом нет необходимости готовить отдельное меню для малыша, он кушает то, что и взрослые.
  2. Педиатрический прикорм – это общепринятый метод прикорма, рекомендованный педиатрами. Ребёнку предлагается новая пища, на первых порах – однокомпонентная, в виде каш или пюре. Этот вид прикорма подразумевает специальное меню для ребёнка, исключающее аллергенные продукты и «взрослую» пищу.

Оба вида прикорма вводятся параллельно грудному вскармливанию и не заменяют, а дополняют его. Педиатрический прикорм является традиционным методом знакомства ребёнка с новыми продуктами и основывается на безопасности и комфортном усвоении пищи для малыша.

Если говорить о педиатрическом прикорме, то он имеет как своих сторонников, так и противников. Доктор Комаровский, известный детский педиатр, считает, что данный метод прикорма является следствием многолетней работы сторонников грудного вскармливания по первому требованию.

Преимущества и недостатки

Следует отметить, что педагогический прикорм имеет как свои плюсы, так и минусы. Среди преимуществ можно выделить:

  • ребёнок знакомится с пищей только после того, как у него сформируется пищевой интерес;
  • нет необходимости заставлять малыша съедать определённое количество пищи за одно кормление;
  • малыш может сам выбрать блюдо, которое хочет попробовать, опираясь на свои вкусовые предпочтения;
  • ребёнок учится самостоятельно пользоваться столовыми приборами и знакомиться с основами культурного поведения за столом;
  • малыш учится жевать твёрдую пищу;
  • у ребёнка формируется стойкий пищевой интерес и в будущем не наблюдается проблем с аппетитом;
  • нет необходимости готовить отдельные блюда для ребёнка.

Помимо положительной стороны, этот вид прикорма имеет и свои недостатки:

  • такой прикорм не имеет под собой научного обоснования и не рекомендуется педиатрами;
  • при нарушении правил прикорма или невнимательном отношении к действиям ребёнка за столом, со стороны взрослых, малыш может подавиться большим кусочком пищи;
  • при проявлении аллергической реакции нет возможности отследить продукт, выступивший в качестве аллергена;
  • обязательное условие этой методики прикорма – переход всей семьи на полезную пищу. Исключаются из употребления жирные, острые блюда, а также полуфабрикаты.

Когда вводить прикорм

Современные педиатры не рекомендуют мамам вводить прикорм раньше, чем ребёнку исполнится 6 месяцев. К полугоду пищеварительный тракт малыша уже достаточно сформирован и готов к знакомству с пищевым разнообразием. И, если педиатрический приём можно уже начинать, то у педагогического есть несколько моментов, которые могут отодвинуть время начала прикорма.

Существуют критерии, по которым определяется готовность ребёнка к началу педагогического прикорма:

  • педприкорм следует начинать не раньше, чем у ребёнка сформируется пищевой интерес. Обычно он уже развит к 6 месяцам, но бывает, что малыш ещё не проявляет правильного интереса к предлагаемым блюдам.
  • ребёнок умеет уверенно сидеть;
  • вес малыша увеличился в два раза по отношению к весу при рождении;
  • выталкивающий рефлекс угасает.

Самым основным критерием, для ввода прикорма, является пищевой интерес. Его можно отличить от обычного любопытства, если посмотреть на поведение ребёнка. Малыш должен тянуться к пище, которую едят взрослые, и не пытаться с ней играть или выкидывать, а положить себе в рот.

https://www.youtube.com/watch?v=e2KCySPz4_o

При этом малыш не обращает внимания на столовые приборы, салфетки, лежащие на столе. Его внимание должно быть сконцентрировано на взрослых, принимающих пищу и попытках повторить их действия. Если ребёнку не интересен процесс приёма пищи, прикорм рекомендуется отсрочить на некоторое время.

Также не рекомендуется начинать прикорм, если мама или ребёнок болеют, или у ребёнка активно режутся зубки.

Техника педагогического прикорма

Знакомство ребёнка со всем разнообразием продуктов, в среднем, занимает один год. Блюда, которые малыш пробует за общим столом, могут быть разной консистенции. Родители должны внимательно следить за ребёнком, поощряя его желание к приёму пищи, но не настаивая.

Нельзя пытаться накормить малыша с ложечки, лучше дать ему столовый предмет в руку и, на своём примере, продемонстрировать как им пользоваться.

Существует определённая последовательность действий, на которых базируется педагогический прикорм при грудном вскармливании. Таблица правил введения продуктов, как при педиатрическом прикорме, отсутствует.

Ребёнка кормят тем же, что едят все взрослые члены семьи.

Последовательность действий следующая:

  1. Для приёма пищи в семье должно быть определённое место и обеденный стол. Все попытки приучить ребёнка кушать за столом будут тщетны, если кто-то из членов семьи позволяет себе принять пищу перед телевизором или за компьютерным столом.
  2. Мама сообщает ребёнку, что вся семья собирается кушать. Насильно усаживать ребёнка за стол не надо, но, если он проявил желание присоединиться к трапезе, мама берет его к себе на колени за общий стол.
  3. Если ребёнок, вместо приёма пищи, решит поиграть с пищей или столовыми приборами, его не ругают, а спокойно уносят в комнату.
  4. Если ребёнок хочет попробовать какое-то блюдо, то мама даёт малышу микродозу, равную одной щепотке. При отсутствии негативной реакции на новый продукт, спустя пять дней порцию увеличивают до одной чайной ложечки.
  5. За один приём пищи малыш может попробовать до трёх блюд.
  6. В начале прикорма мама может приглашать ребёнка за стол один раз в день, например, на завтрак. Постепенно число совместных приёмов пищи увеличивается до 5-6 раз в день.
  7. Ребёнок кушает с мамой из одной тарелки. Попытки покушать из тарелок других членов семьи пресекаются.

Разнообразие блюд

Еду малыш кушает микродозами. Если после того, как малыш съел положенную норму блюда, но просит ещё – переключите его внимание на другой продукт.

Супы предлагаем малышу двумя способами:

  • обмакиваем ложку в бульон и даём ребёнку облизать столовый прибор;
  • даём столовый прибор малышу в руки и помогаем зачерпнуть и донести до рта содержимое тарелки.

Вторые блюда – каши, пюре, макароны – разрешаем ребёнку самостоятельно захватить и донести до рта.

Чай, компот или сок учим пить из кружки. Для этого наливаем в прибор столовую ложку жидкости и даём малышу выпить. Пусть он самостоятельно опрокинет содержимое в ротик.

Фрукты, хлеб, бублики – ребёнок должен употреблять под строгим контролем мамы. Есть вероятность попадания кусочков твёрдой пищи в дыхательные пути.

Если ребёнок хочет выйти из-за стола, не нужно ему препятствовать. Нельзя допускать, чтобы малыш уходил из кухни с печеньем или другой едой. Так в его сознании укрепится мысль, что приём пищи и кухня – неразделимы.

Аллергия

Правила педагогического прикорма таковы, что при появлении симптомов аллергии, его не прекращают. Эта методика позволяет познакомить детей, склонных к аллергии, с продуктами – провокаторами.

Если у малыша аллергия, например, на гречку – дайте ему одно зёрнышко крупы. Если у малыша непереносимость груш – сварите компот, в пропорции: 1 груша на 3 литра воды.

Такой способ знакомства с аллергенными продуктами актуален, так как: доза аллергена является минимальной, и не может вызвать серьёзных последствий, но её вполне достаточно, чтобы помочь организму адаптироваться к «неудобным» продуктам.

Если у малыша, после введения педагогического прикорма, проявились симптомы сильной аллергической реакции, из рациона семьи изымаются все возможные аллергенные продукты. При дальнейшем прогрессировании симптомов, маме придётся отменить педагогический прикорм. Отзывы опытных мам подтверждают, что такое развитие ситуации редко, но имеет место быть.

Следует учитывать, что запрещено использовать педагогический прикорм, при искусственном вскармливании малыша. В молоке мамы, при кормлении грудью, содержатся ферменты, помогающие пищеварительной системе ребёнка расщеплять и усваивать новые продукты. При искусственном вскармливании ребёнка лучше начинать прикармливать по педиатрической методике.

Выводы

Педагогический прикорм призван познакомить малыша с культурой приёма пищи и разнообразием блюд, которые он будет кушать на протяжении всей жизни. Следуйте правилам и технике прикорма, и ваш малыш в будущем не будет сталкиваться с проблемой отсутствия аппетита и непринятия отдельных продуктов.

Откажитесь от этой методики, если ребёнок находится на искусственном вскармливании, или при введении прикорма у него прогрессирует развитие аллергической реакции, без тенденции к улучшению.

Уважаемые читатели нашего блога, делитесь ссылкой на статью с друзьями в социальных сетях и оставляйте свои комментарии по поводу своего отношения к педагогическому прикорму малыша.

Источник: https://detikids.ru/prikorm-pediatricheskij-i-pedagogicheskij.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
НовМама — клуб продвинутых мам